Главная » Внеурочная деятельность » Дополнительное образование » Риторика и логопедия

Риторика и логопедия

Риторика

       Цель предмета – научить детей умелому, успешному, эффективному общению. Научить грамотно и понятно для окружающих выражать свои мысли.

       Школьный курс риторики носит преимущественно практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные (в т.ч. риторические) умения, которые демонстрируются учениками на уроках и  внеклассных мероприятиях.

       В программе выделяются два блока: общение и речевые жанры. Особое внимание уделяется  речевому этикету.

       На уроках риторики  вырабатываются навыки публичного выступления, проводятся начальные этапы голосового тренинга, дикционные упражнения, развивается память, ставится  речевое дыхание.

       На индивидуальных занятиях ведётся коррекционная работа по устранению отдельных речевых дефектов логопедическими методами.

Ребята знакомятся с основными  законами риторики.

       Консультации по риторике для учащихся 5-7 классов помогают им  подготовить и защитить учебные  проекты в рамках школьных предметов.

       В качестве основных учебников используется: «Детская риторика», Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская и др. -  в рассказах и рисунках для 1 - 4 классов (ЮВЕНТА. БАЛАСС, М., 2006).

       В ходе занятий приводятся примеры из  книг:  Д.Карнеги «Шесть способов располагать к себе людей. Как завоевать друзей…»(М.,1994), И.И.Шарова «Развиваем речь, или маленький оратор», (Феникс, 2008), Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. и др. «Дидактический материал к учебнику русского языка»: Пособие для учителей. (М., Просвещение, 1981), Л.А. Вербицкая «Давайте говорить правильно» («Высшая школа».1993), «Риторические игры», Н.Г. Грудцына ( Флинта - Наука, 1998) и др.,  а также - из художественных произведений различных  авторов отечественной и зарубежной литературы для детей.

Учитель – Донская Марина Борисовна
 

 Логопедия

 

Логопедические занятия проводятся по устранению дефектов речи, постановке звуков, гласных и согласных,  - до правильного их произношения. Корректируется темп и ритм речи, устраняется и предупреждается  заикание.

    Ребята учатся выделять звуки в слове, грамотно писать. Развивается фонетико-фонематическое внимание. Тренируются  навыки правильного, логичного, эмоционального высказывания своих  мыслей -  устные и письменные.  Особое внимание уделяется упражнениям по улучшению и сохранению  памяти.

      В ходе занятий используется специальная литература для логопедов.  («Логопедия», Волкова Л.С. и  Шаховская С.Н. (М., Владос, 1998), «Основы логопедии», Филичева Т.Б. и др. (М., Просвещение, 1989), «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», Садовникова И.Н. (М., Владос, 1995),     «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения», Ханьшева Г.В. (Феникс, 2006) и другие книги).