Главная » О нас » Службы » Психологическое сопровождение

Психологическое сопровождение

                                        Психологическая служба школы.

«Двери к счастью открываются на себя», - заметил как-то датский философ С. Кьеркегор и был абсолютно прав.  Истоки любой человеческой судьбы следует искать  там  же, где и путь к счастливой жизни - в «Я» человека. Недаром программа групповой психологической работы с детьми в нашей школе называется «Тропинка к своему Я» —  это лишь часть работы школьного психолога.

            Помочь учащемуся  

            -  лучше узнать и понять себя,  

            -  осмыслить свои желания, устремления, жизненные планы,  

            -  разобраться в том, что необходимо для конструктивного общения         

              с  другими людьми,  

           -   выявить и разрешить внутренние противоречия и внешние конфликты,  

           -   освоить жизненно необходимые навыки и компетенции

           Чем же занимается педагог-психолог?

              В самом общем виде цель работы психологической службы  в школе можно обозначить как психологическое сопровождение  всех участников образовательного процесса с учетом внедрения в школьную практику новых образовательных стандартов.

              Суть такого сопровождения — в создании  социально-психологических условий для эффективного взаимодействия учащихся, педагогов, родителей и администрации школы.

Приоритетные задачи психологической службы школы

на каждом возрастном этапе.

1-4 классы –  обеспечение успешной адаптации к школе, развитие познавательной активности, создание условий для формирования жизненно важных навыков.

5 класс – обеспечение преемственности обучения на этапе перехода от начального к среднему звену школы, адаптация учащихся к новым требованиям, развитие навыков самоанализа, формирование и развитие социальных навыков, таких, как умение представить себя, умение работать в группе и следовать групповым правилам, умение свободно выражать свои мысли и чувства, слушать других.

 

6-8 классы – формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие коммуникативных навыков, рефлексивных способностей.

 9-11 классы – обеспечение преемственности обучения на этапе перехода к старшему звену школы, сопровождение профильного обучения: исследование интересов и профессиональных предпочтений учащихся, формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания и  самоопределения, помощь в выборе жизненных целей, профориентация.

 

               Деятельность  педагога - психолога в школе осуществляется по следующим основным направлениям: психологическое просвещение, психопрофилактическое, психодиагностическое, развивающее, психокоррекционное и консультативное.

              Психологическое просвещение направлено на приобщение к психологическим знаниям детей и взрослых, ознакомление последних с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития детей. Оно осуществляется в процессе консультирования, выступлений на педагогических советах и семинарах,  родительских собраниях, групповых занятий, посредством информационных стендов и Электронного дневника учащихся.

              Психопрофилактическая работа — формирование у всех участников образовательного процесса общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

          Психодиагностическая работа. Включает в себя как групповые, так и индивидуальные обследования детей на протяжении всего периода школьного обучения. Проводится для выявления причин неуспеваемости, анализа проблем развития, межличностных, семейных, детско-родительских отношений, профориентации.

Развивающая и коррекционная работа проводится в виде индивидуальных или групповых занятий.

Развивающая деятельность психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребенка, а психокоррекционная — на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики. 

Консультативная работа психолога направлена на оказание психологической помощи, связанной с процессами обучения и воспитания. Проводится по конкретному запросу педагогов, учащихся, родителей, администрации школы или инициативе психолога.

Консультирование учащихся — важный вид практической работы, ориентированный на подростков и старшеклассников. Консультирование может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального,  личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми.

В рамках консультирования могут быть решены следующие задачи:

•  оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;

•  обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;

•  оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

Консультирование родителей может выполнять различные функции:

1. Прежде всего, информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление, нередко ориентируясь только на информацию, полученную от самого ребенка.

2. Консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения, если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка.

3.Поводом для консультации может быть также необходимость получения дополнительной диагностической информации от родителей. Например, на этапе углубленной диагностики психолог может попросить родителей помочь ему выявить влияние семейной ситуации на психологическое благополучие ребенка в школе.

4. Наконец, целью консультирования может быть психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

 

С кем не надо путать психолога

ПСИХОЛОГ

Помогает психически здоровому человеку САМОМУ разобраться в своих проблемах и в дальнейшем самостоятельно их решать

ПСИХИАТР

Лечит психически больного человека или человека, находящегося в критическом состоянии

 

ПСИХОЛОГ

Работает с личностью в ее естественном, свободном состоянии

 

 

ПЕДАГОГ

Учит  и для этого организует деятельность и создает специальные условия, по необходимости ограничивая свободу личности

ПСИХОЛОГ  

Не принимает участия в дискриминационных мероприятиях, не порицает и не наказывает, контролирует состояние клиента только при помощи профессиональных методик и только при личной встрече

ПОЛИЦЕЙСКИЙ 

Санкционирует и осуществляет порицание и наказание, контролирует и ограничивает действия гражданина, нарушающего закон  

 

 

ПСИХОЛОГ

Предлагает на выбор несколько рекомендаций, соответствующих возможностям личности

ЮРИСТ
Дает однозначную рекомендацию

 

 

ПСИХОЛОГ 

Не допускает оценочных ситуаций

 

 

СВЯЩЕННИК 

Отпускает грехи, имеет право оценивать поступки личности с точки зрения постулатов веры

ПСИХОЛОГ
Опирается только на профессиональные знания, личный профессиональный опыт и несет личную ответственность за результаты

ЭКСТРАСЕНС
Использует информацию, полученную из сомнительных источников, и не может нести полной ответственности за результаты

ПСИХОЛОГ
Не действует втайне от клиента, рассчитывает на реальные возможности – свои и клиента

МАГ
Не объясняет клиенту, что и как он будет делать, рассчитывает на внешние силы

ПСИХОЛОГ
Может НЕ все

ГОСПОДЬ БОГ
Может все

 

И, в завершение, необходимо отметить, что при выявлении проблемных моментов в развитии, обучении и воспитании ребенка важно помнить:

только совместными усилиями и в тесном  сотрудничестве психолога, учащегося, родителей и педагогов можно добиться ощутимых результатов!